Корпоративный проект-практикум: «Оптимизация численности».
«Нужные люди в нужное время для необходимого результата за оптимальные деньги».
Оптимизация численности - это приведение количества и качества персонала к оптимальным показателям.
Оптимальное количество – плановое количество работников для текущих бизнес-процессов, для которого оптимизированная функциональная нагрузка должна составлять 85,5-95%.
Оптимальное качество сотрудников - это наличие соответствующих у них навыков у работников для выполнения функциональных обязанностей в рамках достижения поставленных целей компании.
Корпоративный проект «Оптимизация численности» - позволит менеджерам компании, не только оптимизировать число работников, а и управлять результативностью и эффективностью.
Выполнение задачи по оптимизации численности стоит перед каждым управленцем, следовательно, инструменты для ее решения должны быть у каждого руководителя структурного подразделения компании.
Данный проект-практикум рассчитан на обучение менеджеров компании инструментам оптимизации численности и дает возможность применить их на практике, корректируя ошибки.
Цель проекта «Оптимизация численности»:
- Определить действующие факторы демотивации, как первопричины потери рабочего времени;
- Диагностировать основные причины:нерациональных затрат времени,конфликтных зон, зон дублирования полномочий;
- Вывести основные ключевые факторы успеха;
- Создать скелет «коммуникационной карты» для устранения конфликтных зон и дублирования полномочий;
- Подобрать оптимальные методы нормирования исходя из специфики деятельности компании;
- Проработать: методики нормирования и расчета количества персонала на практических примерах компании, наполнение показателей FTE сотрудников, алгоритм создания и согласования положения об отделе и должностных инструкций.
Этапы проекта «Оптимизация численности».
Этап 1. Диагностика компании.
Продолжительность – 3 дня.
Цель этапа: получить набор внутренних потребностей персонала и действенных внешних стимулов из наборов (базовая оплата, компенсационный пакет, управленческие инициативы).
Итогом данного этапа является расчет рисков продолжительности работы персонала («Эффект ежа» по Кейлу), «мотивационная карта», «карта конфликтов», рекомендации по усовершенствованиям процессов, уточненный список этапов взаимодействия.
Диагностика мотивации и лояльности персонала компании проводиться на первом этапе сотрудничества компании Personal STUDIO и компании-заказчика. Цель данного этапа выявить действующую систему отношений в компании, проанализировать «узкие места» процесса производства и реализации продукции компании, связанные с человеческим ресурсом (HR).
Диагностика проводиться сотрудниками компании Personal STUDIO на территории компании-заказчика посредством общения с персоналом разного уровня по «течению бизнес-процесса».
Формат диагностики: устные опросы и по возможности компании-заказчика, анализ предоставленных документов по бизнес-процессу: технологические карты, листы несоответствия, карты серий. (Положения, СОПы, регламенты, связанные с управлением человеческим ресурсом на этапе диагностики не анализируются).
Этап 2. Практикум «Оптимизируем численность».
Продолжительность – 16 часов.
Для кого: служба управления человеческим ресурсом компании, руководители структурных подразделений компании (группа до 14-ти человек).
Цель: исходя из результатов диагностики, проработать причины появления конфликтов, создать скелет коммуникационной карты, определить основные ключевые факторы успеха компании, отработать на практических примерах современные методы нормирования и методы оптимизации количества и качества персонала.
Отработать создание и утверждение должностных инструкций и положений об отделах. Проработать методики нормирования и расчета количества персонала на практических примерах компании, наполнение показателей FTE сотрудников.
- Компания – как социальная группа;
- Цель компании. Целеполагание и делегирование;
- Постановка целей. Контур управления;
- Миссия;
- Обзор и анализ основных стратегий компаний;
- Ключевые факторы успеха – основные ресурсы компании для достижения целей в рамках выбранной стратегии;
- Коммуникации и первопричины конфликтов. Рабочие и личностные конфликты;
- Рабочие конфликты – функциональные обязанности;
- Коммуникационные карты и оптимизация функциональной нагрузки отделов;
- Отделы «приносящие прибыль» и «поддерживающие»;
- Положение об отделе;
- Анализ функциональной нагрузки на должность;
- Современные методы нормирования;
- FTE;
- Расчет необходимого количества персонала;
- Пути оптимизации количества персонала;
- Функциональные обязанности и должностные инструкции;
- Мотивация и демотиваторы;
- Менеджмент ошибок.
На практикуме «Оптимизация численности» прорабатываются на примерах компании инструменты. На протяжении 21 дня после проведения практикума каждый участник практикума должен будет в своем департаменте применить на практике полученный инструментарий. Тренер-консультант работает с каждым участником по его заданию индивидуально, корректируя ошибки.
Результатом практической работы является модуль «Итоги», продолжительностью 4 часа для участников проекта-практикума с презентацией общих результатов работы и обсуждением SWOT-анализа.
Таким образом, после реализации проекта-практикума в компании становится прогнозируемой необходимая численность персонала различной квалификации в бизнес-процессах. Дополнительно оптимизируется организационная структура и должностные инструкции под цели и задачи бизнеса.
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ:
- Построение системы оценки персонала
- Нормирование
- Построение коммуникационной карты и описание бизнес процессов
- Оценка удовлетворенности, лояльности и вовлеченности персонала
- Построение профиля компетенций
- Разработка систем оплаты и стимулирования труда персонала
- Оптимизация численности персонала